полезное

Пять главных принципов мойки авто

про пену и выбор химии, необходимости гидрофобов, о тряпках и губках.
В вопросе «как мыть автомобиль» не уместны мнения из категории «правильно или не правильно». Потому, что правил нет, лишь рекомендации.
Гонять машину на мойку может нравится или не нравиться, может нравиться или не нравиться мыть самостоятельно. Можно мыть часто или редко, можно мыть долго или быстро, тщательно или на скорую руку. Все строго индивидуально, как кому нравится. Но нельзя помыть машину «неправильно».

PS для иллюстраций этой статьи ничего умнее не придумал, кроме как рандомно влепить фотографии из «жизни» бокса SREDA17 в Бутово.

Евгений Калькаев
Руководитель SREDA17

НАВИГАЦИЯ ПО СТАТЬЕ

Принцип №1 о том, что не надо питать иллюзий. Понять и простить.
Принцип №2 о том, что больше не значит лучше
Принцип №3 о том, что дурная голова рукам покоя не даёт
Принцип №4 о том, что бесконтактная химия не такая уж опасная
Принцип №5 о том, что защитить получится только чистое и гадкое
Выводы или краткое содержание статьи, для тех, кому лень читать и погружаться.
риторическая часть
Как правильно помыть авто?
чем принципы отличаются от типичных советов; кого послать в задницу; о том, что правил нет и чутка о том, что я считаю «принципами»
Не бить шлангом по кузову, наносить пену сверху вниз, а смывать снизу вверх, не ходить по пене, не приближать струю близко, промывать арки сначала, не мыть на солнце, смывать осмосом, мыть за 3 минуты, начинать с капота или крыши, пену наносим дважды, держим пистолет в правой, левой направляем, ведем через весь кузов или сбиваем локально, по детально…

Встретили такого советчика — шлите в жопу. Ссылайтесь на нас, мол «SREDA17 настоятельно тебе рекомендует проследовать в ректальное путешествие, прихватив с собой все свои академические знания в мойке автомобиля»

Нет никаких правил в мойке автомобиля. Нельзя помыть авто «неправильно» или «как-то не так». Кто-то моет быстро и чисто; кто-то медленно, с проебами; кто-то моет мочалкой и не парится; кто-то возит целый багажник детейлинг снаряжения, чтобы на разводы и паутинку после мойки даже намеков не было.

Нет никаких специальных методичек, учебников, школ, университетов и даже курсов по «правильной» мойке автомобиля. Все постигается на индивидуальном опыте, когда есть желание и время.
химчистка и полировка в Москве
Более 80% обращений на полировку кузова, вызваны регулярными мойками кузова

Про принципы

философия, чтобы показаться еще умнее и задумчивей…
В основе любого успешного знания лежат принципы. Принципы — как нитка, на которую нанизываются бусинки «опыта». Чем больше «бусинок» нанизываешь — тем умнее, сноровистей, смелей становишься. Если начать «продавать» бусы налево, направо и за деньги, то знание превратиться в ремесло, читай профессию. Но все начинается с принципов, понимание которых, освобождает от необходимости запоминания фактов.

Я не призываю вас внезапно начать мечтать о профессии автомойщика, просто хочу поделиться пятью основными принципами, на которых построена «вся эта богодельня». Поймете их и весь детейлинг кузова предстанет для вас в новом, понятном свете. Все станет логично и прозрачно.
детейлинг мерседесов в Москве
Если вам кажется, что Мерседесы не пачкаются, то это почти так. Мерседес славится своей аэродинамикой и мощным заводским консервантом.
принцип #1. короткий.
Все чистое станет грязным
суть: чистый тот автомобиль, что меньше пачкается, а не тот, что чаще моется.
Это бесконечная война с грязью.
Законы природы и законы физики работают безупречно и волшебства не случается. Как бы ты офигительно, дорого, тщательно, щепетильно, скрупулезно, внимательно и заботливо не мыл свой автомобиль — он обязательно испачкается. Это касается всего: тела, одежды, посуды, квартиры, собаки… Ничто не вечно и ничего вечно чистым не бывает — все чистое станет грязным.

Не существует и не будет существовать волшебного состава, который навсегда избавит авто от необходимости моек. Еще никакой автомобиль на этой планете не избежал хотя бы одной мойки, в том или ином ее виде. И вы не сможете избежать, смиритесь. В ваших силах лишь сократить их регулярность и сделать так, чтобы авто меньше пачкался даже при ежедневной эксплуатации.
царапины от зимних щеток
удивительный случай: царапин от моек минимум, а от зимних щеток максимум. Обычно наоборот.
принцип #2. тоже короткий.
Пена не моет
суть: на скорость и качество мойки влияет шампунь, а не напор воды
Моют ПАВы в составе шампуня. Серьезно. Это касается не только автомобильных моек, а вообще всех моющих средств от шампуня для головы до средства для мыться посуды. Пена создается искусственно, путем добавления в состав моющего состава специальных пенообразователей, по типу тех, что используют в пожаротушении.

Сама пена выполняет три функции.
Первая — шоу. Круто выглядит, когда много пены на голове, на мочалке, на губке, на кузове. Мозг мгновенно думает — чем больше пены, тем чище будет. Не будет.

Вторая — пена удерживает ПАВы в составе шампуня на вертикальных
поверхностях кузова. Она медленней сползает с дверей, крыльев, бамперов. И если ПАВы в составе шампуня говно, которым нужно много времени минут, чтобы отмыть грязь, то пена имеет место быть полезной.

Третья — пена экономит воду. Это важно в тушении пожаров, но сэкономленный литр воды, при использовании пены на автомойке, с лихвой компенсируется 10-ю литрами, чтобы ее смыть. Потому что ее дохрена!
полировка ауди в Москве, детейлинг
автомобили бизнес-класса моются каждый день, потому и заезжают на полировку чаще прочих
принцип #3. очевидный.
Трёшь царапаешь
суть: даже самая правильная тряпка не исправит кривых рук и дурошлёпства
Мойки ненавидят из-за круговых царапин на лаке, которые со временем обязательно появляются. Хотя ни грязь, ни шампунь, ни вода лак не царапают. По умолчанию считается, что любая царапина на кузове — результат механического воздействия тряпкой во время протирки или губкой во время мойки. Почти так.

Царапина появляется, когда между тряпкой (губкой) и лаком попадает абразив. Это может быть асфальтная крошка, пылинка с колодок…
Достаточно одной или двух песчинок, чтобы после первой же мойки начать гуглить «полировка авто своими руками».

Соответственно есть три вида тряпок, которые используют для «сушки» кузова после мойки: «искусственная замша», говнотряпка, толстая микрофибра.

Замша впитывает только влагу. Все мусоринки, которые вы не домыли останутся на ее поверхности и будут царапать кузов.
...если хреново мыть машину, то микрофибра быстро «забьется» и превратиться в обычную «говнотряпку»...
Говнотряпка (махровое полотенце, остатки простыни, тонкие микрофибры) — не впитывают влагу, не собирают песчинки и созданы исключительно в партизанских целях близлежащего детейлинга.

Толстая микрофибра — дорогое удовольствие, но впитывает воду и собирает мусорины, пряча их внутри текстуру. Все классно, но если не стирать такую фибру после 1−2 моек; если хреново мыть машину, то толстая микрофибра очень быстро «забьется» и превратиться в обычную «говнотряпку»

Но тряпки и губки не всегда царапают кузов. Если между тряпкой (губкой) и лаком есть кроме абразивной крошки — лубрикант, что-то типо смазки: шампунь, воск, вода, то с высокой долей вероятности, при малом количестве абразивных песчинок, царапин не останется. Именно этим обусловлено безопасное использование полировочной глины и крупноячеистых губок на мойке. Именно поэтому толстые микрофибры используют для досушки кузова или рассполировки защитных составов.
полировка крышки багажника
классический пример залюбленного замытого автомобиля. 
принцип #4. мудрённый.
Щелочь не враг
суть: высокощелочная химия моет лучше и безопасней, но приходится все проверять
Любой автомобильный шампунь состоит из химических компонентов со страшным названием. Кроме вспомогательных «ингридиентов»: вода, отдушка, изопропаннол и прч. — в состав шампуня для авто всегда будут входить щелочь, кислота, один или несколько ПАВ (поверхностно-активное вещества, которые непосредственно моют и изготавливаются по «секретной рецептуре» производителя).

Щелочь. Щелочь нужная для быстрого «смачивания» засохшей грязи на поверхности, так сказать «эффект омыления». Щелочь — основа любого моющего средства, как спирт — основа любого алкогольного коктейля. Если щелочи много — «коктейль» получается крепкий и вкус спирта перебивает все остальные. В итоге результат достигается мгновенно, кайфа ноль, а тяжелые последствия неизбежны. Если щелочи мало — «коктейль» слабый и для результата одним не обойдешься. Таких «коктейлей» нужно много, а это дорого.
полировка белого авто в Москве
если белоснежно белый кузов стал «отливать» в желтизну — виновата щелочь на мойках. Иногда не спасает даже полировка
Кислота. Кислота нужна для баланса. Все моющие средства имеет «кислотно-щелочной баланс», называется индекс Ph. Индекс Ph может быть нейтральным, кислотным или щелочным. Каждый из них ни хороший, ни плохой и служит своим целям. Например, когда надо отмыть щелочной налет и накипь — используют кислоту (лимонная), когда ржавчину — муравьиную. Если надо «загасить уксусную эссенцию» берут пищевую соду (щелочь), когда отмыть жир с плиты (жирные кислоты) — агрессивный щелочной состав, типа Шуманита.
Нейтральный Ph — просто «фундамент» для ПАВов, т. е. никак себя не проявляет. Это как в стакан чистой воды кинуть «шыпучую» таблетку или заварить Доширак кипятком — вода, читай Ph-нейтральная основа, нужна, чтобы активировать ПАВ.
чистка хрома
частый пример, когда агрессивная химия «убивает» хром
На кузове авто лак (акриловая смола), есть резинки, неокрашенный пластик, поликарбонат на фарах и фонарях, алюминий на дисках и молдингах. Кислота и щелочь, в общем и целом, ничего полезного в долгосрочной перспективе для всего этого не несут: резинки ссыхаются, пластик блекнет, лак мутнеет, поликарбонат растрескивается, алюминий покрывается черными точками. Это происходит из-за регулярных моек агрессивными шампунями: либо сильно щелочными, либо сильно кислотными.
Ph-нейтральных автошампуней лично я не встречал, даже если об этом заявлено на этикетке. Не верите? Ph-метр вам в помощь.
еще один пример «мертвого» хрома. Тут или менять деталь, или клеить пленку, или красить. Чистка и полировка уже не помогут
Какие тогда автошампуни безопасные?
Безопасные и качественные шампуни те, которые имеют высокий индекс Ph, но не имеют в своем составе активных молекул щелочи. Такие шампуни полностью раскрывают моющий потенциал ПАВов в составе, сохраняют высокий «омыляющий» или «смачивающий» эффект, при этом не вступают ни в какие другие химические реакции, например, с теми же лаком, пластиком, алюминием, резиной.
мыть кузов после полировки кузова всегда легче
Как проверить шампунь на безопасность самостоятельно?
Возьмите Shampoo by Doza и дешевый концентрат бесконтактной химии для автомоек или Доместос на худой конец. Окуните палец левой руки в концентрат Doza, палец правой руки в «дешевый концентрат» или Доместос. Не бойтесь, от этого еще никто не умер. Разотрите концентрат на подушечках пальцев и попробуйте смыть водой. Shampoo чуть-чуть вспенится и легко смоется. Доместос или дешевый концентрат не вспенятся и смываться будут тяжело. Будет казаться, что пальцы все еще скользкие, мыльные. На самом деле они уже смылись, просто щелочь растворила верхний слой кожи.
если отказаться от полировки и просто почистить весь кузов глиной, то результат на мойке вас также удивит не меньше
Как проверить шампунь на безопасность без экспериментов на себе?
Геморройный, но, кажется, единственно 100%-й способ, запросить сертификат. Например, в сертификате на Shampoo зафиксирован 4-й класс опасности, как у шампуня для головы или средства для мыться посуды. На тестах его закапывали в глаза крысам и кроликам и никто из них не ослеп. Мы тоже в шоке, но поверьте, это не наша прихоть мучить животных… так устроена сертификация.

Все кислотные шампуни, не зависимо от крутости ПАВов в составе, смоют нахрен любое защитное покрытие с кузова: силанты, карнаубы, жидкое стекло и «керамику». Среди кислотных считайте, что безопасных нет.

Кстати, Shampoo by Doza не единственный безопасный шампунь на рынке. Но к чему нам тут рекламировать конкурентов бесплатно?
пример бездумного игнорирования принципов мойки кузова: не эффективная химия плюс гидрофоб на статику. Результат — восстановительная полировка кузова.
ВАЖНО:
Если вы вдруг химик по образованию и призванию, а сейчас пришли в бешенство от выше прочитанного — не молчите, напишите нам. Укажите, в чем мы сильно упростили описание для людей, которых слышали слово валентность только в школе? Какие важные моменты мы упустили и почему они важны? Мы не преследовали злого умысла, а хотели донести «сложную информацию» простым языком. Если вы с нашим описанием не согласны — напишите. Мы с удовольствием дополним статью вашим комментарием.

Евгений Калькаев
старался упростить «сложный» текст, что бы все поняли…
тот же пример, с другого ракурса
принцип #5. здоровый, но важный.
Щелочь не враг
суть: чтобы получить обещанные «блек и долгоиграющий гидрофоб», кузов необходимо хотя бы раз почистить глиной, а в идеале еще и полирнуть
Жидкое стекло, «керамика», карнаубский воск и прочие защитные составы из категории «нано… нуна… и че-так дорого» тут не рассматриваются, хотя к ним этот принцип тоже применим.

Тут говорим про «жидкий воск», «тефлон», «горячий воск», «осушитель», «консервант», «ликуид вакс» (liquid wax) или «куик детейлер» (quick detailer) — составы, которые наносятся на кузов сразу после основной мойки.

Все эти составы плюс/минус работают одинаково и выполняют одну и ту же задачу — увеличивают значение угла смачивания на поверхности, т. е. увеличивает поверхностное натяжение… а если совсем проще, то все эти составы собирают воду на кузове в крупные капли. Хотя в их описании на этикетках чаще обещается совсем другое, но об этом ниже.
Зачем это надо?
Щелочной шампунь, не зависимо от его агрессивности и наличия в его составе активных молекул щелочи, вымывает с кузова все жиры и пленки, уменьшает поверхностное натяжение, делая всю площадь кузова условно гидрофильной. Потому вода на такой поверхности растекается равномерно по всей площади и держится даже на вертикальных поверхностях «водной занавеской». Вытирать замучаешься. Нужен или миллиард чистых и сухих микрофибр, или смирись с царапинами. Не вытрешь, останутся разводы, как будто и не мыл ничего.
Когда наносите «жидкий воск», «тефлон», «горячий воск», «осушитель», «консервант»… они, за счет силикона (реже глицерина, еще реже воска) в составе, возвращают гидрофоб на кузов: вода мгновенно собирается в крупные капли. Большая часть таких капель скатывается сама (спасибо гравитации), а остальные за 20 секунд собираются микрофиброй без царапин и разводов. Так работают все подобные составы не зависимо от их цены и качества. Это раз.

Два. Силикон с водой не дружит, но наносится на кузов в жидком виде. Чтобы удержать силикон в таком, мелко дисперсионном состоянии его чутка бодяжат кислотой. Удивитесь, но чаще уксусной. Оттого многие гидрофобные составы для кузова прекрасно благоухают вишней или миндалем, т. к. только эти два запаха способны замаскировать острый запах уксуса.
… Чтобы лучше понять, попробуйте в один слой плотно обернуть кактус пищевой пленкой. Получилось «хер чего», да?..
Сочетание силикона и уксуса, кроме гидрофобности, обладают еще двумя важными для мойки авто свойствами: пеногаситель и нейтрализатор щелочи. Если не домыли пену — силикон ее «превратит» в воду. Если мыли агрессивной бесконтактной химией, то кислотный гидрофоб нейтрализует все возможные негативные последствия щелочи на лкп и алюминиевых дисках.
А где блеск и глянец?
На этикетках гидрофобных составов обещают блеск, глянец, долгоиграющий эффект, защиту от загрязнения и все прочие «волшебства детейлинга». Тогда почему блестит кузов не всегда или не долго? Почему гидрофоба хватает ровно до первого дождя? Какой состав лучше? Почему «лучший» состав блестит у соседа, и совсем не блестит у меня? Разбираемся.

Равномерный, зеркальный блеск на кузове с глянцевым, глазурным переливом достигается исключительно за счет равномерности преломления света на поверхности. Т. е. поверхность должна быть как минимум гладкой, без выпуклостей и выпуклостей, без царапин и вкраплений в лаке.
Первыми на мойках «умирают» глянцевые накладки центральных стоек.
После того, как силикон (реже глицерин, еще реже воск) в составе «жидкого воска», «тефлона», «горячего воска», «осушителя», «консерванта» разобрался с водой, пеной и щелочью, он остается на кузове тонкой, прозрачной пленкой. Такая пленка действительно компенсирует неравномерность поверхности, но лишь укрывая ее в том виде, в каком она есть. Силиконовая пленка ничего не исправляет.

Чтобы лучше понять, попробуйте в один слой плотно обернуть шипастый кактус пищевой пленкой. Получилось «хер чего», да? Пленка прилегает не плотно, а иголки и вовсе ее порвали. Так и с силиконом после мойки шершавого и зацарапанном кузова.
~
Короче:
Принципов пять, но «уконтрапупить» можно и в четыре. Вот все, что вам нужно запомнить из этой писанины:

  1. Авто будет пачкаться, сколько бы вы денег не потратили на его детейлинг, уход и защиту. Все, что в ваших силах — сделать так, чтобы он пачкался меньше, а отмывался легче.
  2. Хороший шампунь моет в любых ситуациях без напряга, а результат мойки хреновой химией всегда компенсируется «силой»: напором и расходом воды, тряпкой, выжигающей щелочью…
  3. Тряпка и губка не царапают, если не тереть по сухому лаку. Ими можно (!) мыть кузов, когда на нем не осталось песка и вытирать кузов, когда на нем почти не осталось воды.
  4. Гидрофобный состав нужен всегда, но весь кайф от него испытаете только на гладком и чистом кузове
Полезные ссылки
вероятно, это придется в тему прямо сейчас
Если вы решили основательно подготовиться к мойкам авто без царапин и геморроя
Если вы впечатлительны и решили свести к минимуму посещения автомоек.
Подробная статья по очищающую глину, чтобы сделать кузов гладким самостоятельно и без всяких полировок
Тут можно купить безопасный и эффективный шампунь и консервирующий состав для гидрофоба
много полезностей для правильного ухода за авто

Oнлайн-журнал SREDA17

пишем про блеск на кузове и как его добиться, про чистые салоны и уход за кожей, про всякие составы и щедро раздаем разные советы.
Made on
Tilda